1. Создание рабочих групп
Разделите участников на группы, каждая из которых будет отвечать за определённую категорию показателей:
- Группа 1: Высота Солнца в дни равноденствия и солнцестояния.
- Группа 2: Продолжительность дня в дни равноденствия и солнцестояния.
- Группа 3: Анализ зависимости между географической широтой, высотой Солнца и продолжительностью дня.
- Группа 4: Заключительный вывод о закономерных изменениях.
2. Участие/ответственность учащихся
Назначьте ответственных за каждый пункт в группах:
Группа 1:
- Ученик А: Мурманск
- Ученик Б: Кострома
- Ученик В: Москва
Группа 2:
- Ученик Г: Самара
- Ученик Д: Астрахань
- Ученик Е: Севастополь
Группа 3:
- Ученик Ж: Анализ взаимосвязи (все пункты)
Группа 4:
- Ученик З: Подготовка итогового отчета
3. Форму систематизации данных
Создайте таблицы для представления результатов:
4. Перечень населённых пунктов для расчётов
Установите список населённых пунктов, включающих в себя:
- Мурманск (68°58′45″ с. ш.)
- Кострома (57°45′59″ с. ш.)
- Москва (55°45′07″ с. ш.)
- Самара (53°11′00″ с. ш.)
- Астрахань (46°20′58″ с. ш.)
- Севастополь (44°35′19″ с. ш.)
5. Определение высоты Солнца
На основании данных из таблицы 1, каждая группа должна определить высоту Солнца над горизонтом в указанные дни для каждого населённого пункта.
Пример:
- Мурманск:
- 21 декабря: +20°55′40″
- 20 марта: +21°16′13″
6. Определение продолжительности дня
Используйте данные из таблицы 2 для определения продолжительности дня в каждом из населённых пунктов в указанные дни.
Пример:
- Кострома:
- 21 декабря: 06:30:39
- 20 марта: 12:09:17
7. Установление зависимостей
Группа 3 должна проанализировать связи между:
- Географической широтой населённых пунктов.
- Высотой Солнца над горизонтом.
- Продолжительностью дня в разные времена года.
Вопросы для анализа:
- Как меняется высота Солнца с увеличением широты?
- Как измеряется продолжительность дня в зависимости от времени года и широты?
8. Анализ зависимости
Группа 4 должна рассмотреть взаимосвязь между продолжительностью дня и высотой Солнца, а также как эти факторы изменяются в зависимости от времени года.
Задачи для анализа:
- Определить закономерности изменений продолжительности дня и высоты Солнца на разных широтах.
- Рассмотреть, как соотношение этих двух параметров зависит от времен года (зима, весна, лето, осень).
9. Вывод о закономерных изменениях
После завершения анализа каждой группы, подготовьте общий вывод о том, как географическая широта и время года влияют на продолжительность дня и высоту Солнца над горизонтом. Обсудите:
- Каковы основные закономерности наблюдаемых изменений?
- Как это знание может быть использовано в практических целях (например, для сельского хозяйства, судоходства и т.д.)?
10. Оценка вклада членов команды
Каждый участник должен представить свой вклад в работу. Включите следующие аспекты:
- Какой объём работы был выполнен каждым участником?
- Какие проблемы были решены?
- Как каждый участник оценил свою роль в группе?
Пример оценки:
- Ученик А: Собрал данные по Мурманску, сделал анализ высоты Солнца.
- Ученик Б: Собрал данные по Костроме, провёл анализ продолжительности дня.
- Ученик Ж: Суммировал результаты всех групп и подготовил окончательный отчет.