Охарактеризуйте положение в российском образовании и науке в 1990-е гг. Что вы назовёте позитивными изменениями, что - негативными последствиями перемен?
от

1 Ответ

Положение дел в областях образования и науки оставляли желать лучшего. Они столкнулись с недофинансированием, оттоком квалифицированных кадров, отказом от советских стандартов образования, деградацией наукоёмких отраслей промышленности. Прожить на зарплату преподавателя или научного сотрудника было очень трудно. Падал престиж интеллектуальных профессий, инженерного труда. Закон «Об образовании» 1992 г. выдвигал в качестве центральных идеи деидеологизации и вариативности обучения. Появились сотни новых учебников и учебных пособии, часто написанных на зарубежные гранты и не всегда проходивших необходимую экспертизу. Вариативность способствовала размыванию единого образовательного пространства. Начали открываться платные школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты и университеты. С 1992 по 2000 г. количество государственных вузов увеличилось незначительно, тогда как негосударственных - в несколько раз. Особенно популярными становились такие специальности, как юрист, экономист, финансист, менеджер. При этом качество образования, особенно в новых вузах, нередко снижалось. Более того, в ряде псевдовузов даже не был организован учебный процесс: студенты фактически просто платили за диплом. К концу 1991 г. доля ассигнований на гражданскую научно-техническую сферу была обвальным образом сокращена в четыре раза, то есть до уровня слаборазвитых стран третьего мира. Многие перспективные научные исследования были остановлены. Резко сократилось число патентов и изобретений. В течение 1990-х гг. уменьшился тираж выходящих в стране научных журналов, упала посещаемость научных библиотек. Итогом сокращения расходов на науку и образование стала утечка мозгов - так называли массовый отъезд учёных за границу. На работу в научные организации поступало не более 1% выпускников вузов. Целое поколение ушло из науки и образования: сменило профессию на более высокооплачиваемую (в бизнесе или на государственной службе) либо переехало работать за границу. В крупных университетах и научных центрах запада и Востока появилось множество учёных из России, что, помимо прочего, подтверждало высокое качестве) отечественной научной и педагогической школы. Российское наукоёмкое производство выживало за счёт энтузиазма подвижников, научно-технических и конструкторских заделов прошлых лет.
от