- Советско-американские отношения в 1953-1964 гг. переживали как периоды «оттепели», так времена «кризисов». Центральным вопросом в отношениях Москвы и Запада оставался германский. По советскому плану Германия должна была стать единым миролюбивым и демократическим государством. Это предполагалось достичь путём переговоров о заключении мирного договора, который гарантировал бы нейтральный, внеблоковый статус страны; союзные оккупационные войска подлежали выводу. Западный ответ включал требования проведения общегерманских свободных выборов и признания права Германии вступать в любые организации, не противоречащие принципам ООН. В 1954 г. на Берлинском совещании министров иностранных дел СССР, Великобритании, США и Франции В. М. Молотов выступил с инициативой создания общеевропейской системы коллективной безопасности. А в последовавшем вскоре заявлении советского правительства была высказана идея возможного участия СССР в НАТО. В том же году на Женевском совещании с участием министров иностранных дел Советского Союза, США, Великобритании, Франции, Китая было достигнуто соглашение о прекращении военных действии во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Наметилась перспектива первых шагов по контролю над ядерной сферой, в декабре 1954 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), начавшего деятельность в 1957 г. Вместе с тем уверенность США в превосходстве над СССР по мощи ядерного оружия делала их неуступчивыми в отношении советских мирных инициатив. Была принята американская доктрина «массированного возмездия». В результате США оказались во главе четырёх военно-политических блоков, охватывавших кроме них самих ещё 39 стран мира. В самой стране в первой половине 1950- х гг. своего апогея достигла политика «маккартизма» (по имени её инициатора, сенатора Дж. Маккарти), когда расследования по обвинению в антиамериканской деятельности велись в отношении сотен тысяч людей. Компартию США законом объявили «агентом иностранной враждебной державы» и лишили прав политической организации. Самый сложный период отношения СССР и США переживали в 1962 году во времена так называемого «Карибского кризиса». Поиск советским руководством военных баз, которые могли бы компенсировать систему американского присутствия вблизи границ СССР, подводил отношения с США к опасной черте. Летом 1962 г. на Кубу были доставлены советские ракеты среднего радиуса действия. Когда об этом стало известно в Вашингтоне, правительство Кеннеди объявило об установлении военно-морской блокады острова. В заявлении советского правительства от 23 октября 1962 г. установление блокады Кубы расценивалось как «осспрецедентные агрессивные действия».
Компромисс был найден в Последний момент. СССР согласился вывезти с Кубы ракеты, но при условии, что американское правительство будет уважать неприкосновенность её границ. 20 ноября Кеннеди объявил о снятии морской блокады Кубы. После этого - самого острого - кризиса за все годы «холодной войны» обе страны предпочитали не доводить свои отношения до столь серьёзного конфликта. В августе 1963 г. в Москве представители СССР, США и Великобритании подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. - Личные контакты лидеров СССР и США имели важное значение.
Примером может служить взаимодействие Кеннеди и Хрущева, позволившее найти вариант выхода из Карибского кризиса.